9 уважительных причин любви к городу
19 января 2018 года
Потолковать о доске, треске и тоске, безусловно, всегда приятно, но сегодня мы, архангельская редакция «Выбирай», поступим ровно наоборот – расскажем о том, за что мы любим Архангельск. Но доска и треска тоже будут! Куда же без них?
Зимой в Архангельске бывает снег. Всегда. Если не в декабре, то к Новому году точно выпадет. Иногда бывает много, очень много снега. В общем, то, что в Нью-Йорке в этом году вызвало панику и ужас, с нами случается ежегодно.
Снег скрывает грязь и дорожные проблемы, бережет нашу обувь и силы домохозяек. Ну да, ведь зимой полы не нужно мыть от песка по пять раз в день – это вам каждая северянка скажет.
Тут Санкт-Петербург даже рядом не стоял. Да, в Мурманске светлее, но у них там другое явление – полярный день. А белые ночи – самые белые – у нас в Архангельске. Когда совсем не хочется спать, а хочется гулять, мечтать, слушать красивую музыку.
Те, у кого окна выходят на северную сторону, точно знают, что солнце им в окна бывает только в период белых ночей. Нас это радует – мы любим свет! Хотя спим, занавешивая окна специальными шторами.
Да простят нас жители других городов, но все эти Кокшаги и Куры шириной с наш Юрас – это и не реки вовсе, а так, речушки. Ну а нам, архангелогородцам, стоит иногда, забыв о лени, приехать в Уйму да поглядеть на красавицу Двину, на её ширь и простор… Да, не нашелся ещё в наших краях Гоголь, способный описать мощь Северной Двины.
Кстати, о Гоголе. Вон, видите? По реке идет колесный пароход. «Гоголь» называется! Единственный работающий колесный пароход в России, между прочим.
Причем вкусно не только в дорогих ресторанах, но и в самых обычных кафе и столовых. Многие наши знакомые и друзья, приезжающие в Архангельск, говорят об этом.
А какая у нас рыба! Ах! Честно говоря, в центральной России в рыбные отделы мы даже не заглядываем, потому что смотреть там не на что. Речная рыба – разве ж это рыба! Одни кости. А вот морская… Трещочка, ммм… Не нравится в магазине? Можно купить на рынке у рыбартели – утром ловили! Что еще? Печень трески в баночках. Мармелад из настоящего агар-агара. А про козули будет отдельно.
Это не только вкусно. Это ещё и самая настоящая наша северная традиция. Козули пекут домохозяйки и хлебозаводы. Козули едят сами и дарят на Новый год. Козули посылают друзьям в другие города и страны. Настоящая северная диковинка из Архангельска, пахнущая пережженным сахаром, корицей и гвоздикой.
Говорят, что когда рассказывают о хороших людях в таком-то месте, то больше не знают, что похвалить. А мы считаем, что люди в Архангельске не просто хорошие. Они особенные! Особенно открытые и добрые. Велосипеды и санки, например, здесь все ещё хранят в подъезде, сумки при входе в магазин кладут не в шкаф, а оставляют на упаковочном столе. Дети тут гуляют сами по себе с самого малышового возраста, а бабушкам помогают донести покупки или просто дойти до дома по скользкой дороге.
И ещё у нас есть в запасе история о том, что на одном из месторождений близ Архангельска люди закрывают двери балконов не на ключ, а просто прикрывают. Кто-то придет, заглянет. Если хозяина нет на месте, останется ждать его на крылечке, не заходя вовнутрь.
Зная историю своего края, невозможно его не любить. Потому что если гордишься, то любишь. В истории Архангельска берут начало многие явления истории России. Здесь вам и первый морской флот, и ворота в Арктику, и Северный морской путь, и радио, и телевидение. В конце концов, у нас был Ломоносов и не было крепостного права. Это ли не повод для гордости?
Да, лето у нас бывает не каждый год. Но зато это зеленое лето с мая по сентябрь! Вы видели южные города с их выгоревшей уже к июню зеленью и пыльными бурями? Север сохраняет весеннюю свежесть до самой осени. Не знаю, как вам, а нам это очень нравится. Как и цветущий в непривычно теплом октябре шиповник.
Помните? «Во Архангельском городу это было. В таку дальну пору, что не только моей памяти не хватит помнить, а и бабке с прабабками не припомнить году-времени. Мы только со слов на слова кладем да так и несем: которо растрясется, которо до записи дойдет». Это, конечно, Степан Писахов с его неподражаемым северным говором. И до сих пор даже не в глубинке и не от старушек, а в кафе на трассе М8 молодая женщина вам предложит попить «цяйку» с шанежкой. Так что это только кажется, что национальная культура под натиском глобализации исчезает, пропадают говоры и наречия, традиции и уклад, характеры и типажи. Все это живо! Надо просто все это очень любить.